Страница обновлена 10.10.2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова"

Страница обновлена 10.10.2021
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова"

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова" – муниципальный ресурсный центр по теме "Медиация как инструмент профилактики межличностных конфликтов в школе"

  В целях развития и совершенствования инновационной инфраструктуры муниципальной системы образования и в соответствии с Положением о порядке формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в муниципальной системе образования города Ярославля, утвержденным приказом департамента образования мэрии города Ярославля от 06.05.2015 № 01-05/295 ««Об инновационной инфраструктуре муниципальной системы образования», и муниципальной программой «Развитие образования в городе Ярославле» на 2015-2020 годы, на основании приказа департамента образования мэрии города Ярославля №01-05/533 от 27.07.2020 "О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки, муниципального ресурсного центра, муниципальной стажировочной площадки образовательным учреждениям на 2020/2021 учебный год" основной школе № 35 присвоен статус муниципального ресурсного центра на 2020/2021 учебный год.

Тема проекта: "Медиация как инструмент профилактики межличностных конфликтов в школе"

Краткое описание проекта:

Цель проекта: Развитие системы профилактики конфликтов через работу школьной службы медиации, формирование в школе атмосферы добра и справедливости, предупреждение агрессивного поведения учащихся, содействие профилактики правонарушений.

Задачи:

1. Формировать культуру общения и поведения всех участников образовательных отношений
2. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
3. Проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе.
4. Повышение конфликтологической грамотности участников образовательного процесса.  

Ожидаемые результаты от реализации проекта: 

  1. Формирование у учащихся конфликтной компетентности.
  2. Разрешение конфликтов силами образовательной организации
  3. Снижение уровня школьной дезаптации; выход на новый формат общения, через службу медиации.
  4. Повышение компетентности детей в урегулировании конфликтов, снижение уровня конфликтности
  5. Установление позитивных межлистностных отношений

Программа реализации проекта

Календарный план реализации проекта 2020/2021 учебный год

Сведения о контактном лице: Ответственным за реализацию данного проекта в основной школе № 35 является Спивак Виктория Борисовна, педагог-психолог.

Адрес электронной почты: yarsch035@yandex.ru, номер телефона: 8-908-037-89-49.

В настоящее время медиация становится все более широко известным и распространенным методом посредничества в конфликтах.

«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и желания понять друг друга, часто предпочитают «уничтожить» противника, порой в ущерб самим себе. Получить информацию – мало, ее еще нужно правильно понять.

И это один из аспектов, с которыми работает медиация. Ею производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга. Важно понимать, что создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому одной из основ метода «Школьной медиации» является позитивное общение. Школьная медиация – это своеобразная школа общения.

Медиация в школе играет более важную роль, чем просто программа разрешения конфликтов. Это социально значимый инструмент для предупреждения возникновения и обострения конфликтов.

Цели метода «Школьной медиации» можно сформулировать следующим образом: создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам); улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Важная задача данного метода: научить детей, показать им на реальном примере, что существует множество возможностей для реализации интересов, для ненасильственного, мирного выхода из конфликтных ситуаций; помочь в формировании личного позитивного опыта выхода из конфликта и обретении уверенности в своих силах. Дети должны понимать, что на стресс, напряжение не нужно реагировать эмоционально и агрессивно. Лучший способ дать им такое понимание и закрепить позитивные стратегии - это проживание и приобретение собственного личного опыта положительной коммуникации. Важно, чтобы уже в раннем возрасте они обрели этот опыт и имели возможность выбирать ненасильственные стратегии поведения. 
 Кроме того, школьная медиация создает условия для позитивной самоактуализации личности в период возрастного кризиса. Ведь именно в подростковом возрасте ребенок остро нуждается в том, чтобы обрести свое место в социуме, получить признание и принятие со стороны сверстников. Очень часто подростки пытаются добиться внимания не совсем правильными путями, самоутверждаясь через негативные поступки и применение силы. Школьная медиация, работа в «группах-равных» как раз и создают условия для того, чтобы актуализация личности проходила в позитивном ключе.

 Основные принципы метода «Школьной медиации» таковы: добровольность; взаимное уважение; принятие, признание ценностей и самобытности каждой отдельной личности; беспристрастность и непредвзятость; прозрачность процесса для всех его участников; конфиденциальность, равноправие, сотрудничество; признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими. Каждый из перечисленных принципов имеет глубокий смысл, обеспечивающий эффективность метода. 

Школьная медиация — это не только образовательный метод, но и целое мировоззрение, основанное на понимании, принятии, умении слушать и слышать другого человека. И именно этому в первую очередь нужно учить детей.