Страница обновлена 22.12.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова"

Страница обновлена 22.12.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная школа № 35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова"

Национальный проект «Образование»: организация наставничества в школе

В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.

Нормативные документы (федеральная целевая модель наставничества, региональная целевая модель наставничества)

Место наставничества в современном образовании

Две главные цели заявленного национального проекта:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Поставленные цели воплощаются в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.

Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.

Задачи внедрения целевой модели наставничества:

  • улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее – образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
  • подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
  • создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
  • создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
  • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.

Нормативная база: Нормативные документы размещены на сайте ЦНППМ ГАУ ДПО ЯО ИРО в разделе «Наставничество. Нормативные документы, методические материалы»

Федеральный уровень

  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
  • Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
  • Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.

Региональный уровень

  • Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022 "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области"

Уровень образовательной организации

Полезные ссылки

  Статистические данные за 2024/2025 учебный год:

Количество наставников – 1 (Голикова Светлана Михайловна, воспитатель)

Количество молодых педагогов – 2

Формы наставничества в основной школе №35: традиционное, целеполагающее, ситуационное

Наставники основной школы №35, прошедшие курсы повышениия квалификации по профилю "Наставничество": Голикова С.М. "Индивидуальный образовательный маршрут как средство непрерывного профессионального развития наставника и наставляемых", 36 ч.,(2024)

НОВОСТИ

2024/2025 учебный год

Декабрь  2024 года. Воспитатели группы продленного дня основной школы №35 участвуют в Фестивале успешных образовательных практик наставнических пар, проводимом ГАУ ДПО ЯО Институтом развития образования. Фестиваль проходит в рамках Большого фестиваля наставничества "На одной волне!", который стартовал в рамках регионального Слёта молодых педагогов в конце октября 2024 г. Опытный наставник Голикова Светлана Михайловна, воспитатель основной школы №35, и молодый специалист Смирнова Ольга Сергеевна заявились в номинации "Реализация реверсивной модели наставничества («молодой – опытному»)". В качестве конкурсного материала наставническая пара отправила на конкурс небольшой, но очень инновационный видеоролик (продолжительностью не более 3 минут), отражающий деятельность. Представляем Вашему вниманию наш видеоролик ( Молодой -опытному МОУООШ №35 г.Ярославль.mp4 (64.4 Мб) Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/mCiZRCBUTg7soKdwspzm8YrR). Желаем успехов и победы в конкурсе  Голиковой С.М. и Смирновой О.С.!

28 ноября 2024 года, в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Современное образовательное пространство: вызовы, решения, перспективы» прошла площадка «Наставничество как технология сопровождения от выпускника педклассов до регионального методиста-наставника»», на которой Голикова Светлана Михайловна, воспитатель основной школы №35,  представила свой стендовый доклад из своего опыта работы. Интерактивная площадка была направлена на обсуждение эффектов и результатов реализации национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение целевой модели наставничества». В работе интерактивной площадки принимали участие методисты ИРО и ЦНППМ, муниципальных методических служб, учителя, аттестованные на категорию «учитель-наставник» и выполняющие функции наставника, другие заинтересованные лица. В рамках обсуждения был представлен опыт работы в психолого-педагогических классах, взаимодействия с вузом для закрепления в профессии молодых педагогов, особенности сопровождения наставляемых.

Презентация (выступление в рамках Межрегиональной научно-практической конференции)

29-30 октября 2024 года на базе санатория "Красный холм" состоялся двухдневный Слет молодых педагогов "Я молод. Образование" (организатор мероприятия ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"). Участниками Слета молодых педагогов от основной школы №35 стали Смирнова Ольга Сергеевна, учитель математики, музыки и ее наставник Голикова Светлана Михайловна, воспитатель основной школы №35. Образовательная программа Слета молодых педагогов «Я молод. Образование» была насыщенной и продуктивной. Участников Слета ждал фестиваль педагогических практик "На одной волне", наставнический фьюжн «Ох и Ах», фестиваль наставнических практик «Наставник_76», фестиваль успешных практик молодых педагогов «Я_молод», функционально-цифровой игровой практикум «Игры будущего», интересные лекции и мастер-классы. На мастер-классах «Образ в социальных сетях», «Актёрские приёмы в работе педагога» учились, как вести педагогу социальные сети и быть оратором перед учениками. На интерактивной лекции «Как превратить чат Сферума в рабочее сообщество?» понимали о важности ведения данного чата. Интересными были: 

  • Интерактивная лекция «Новеллы в общем образовании», 
  • Мотивационный тренинг «Как удержать педагога в профессии?» 
  • Чемпионат управленческих решений
  • "Семья и школа: взгляд в одном направлении" 

Слет молодых педагов имел очень нужную практическую направленность. Молодые педагоги узнали, как структурировать информацию и удерживать внимание аудитории. Педагогам были предложены различные техники и упражнения, которые помогли участником лучше понять, как правильно преподнести свои сильные стороны. Педагоги получили практические рекомендации о том, как уверенно и эффектно представлять себя перед аудиторией. Участники обсудили функционал и способы работы наставников с молодыми коллегами, рассмотрели факторы успеха педагогических практик. 
Слет молодых педагогов подарил уникальную возможность сотрудничества и командной работы молодым педагогам, наставникам и методистам, которые поделились друг с другом своими идеями, педагогическими практиками и инновационными подходами в образовании,  Это было время проведённое с пользой  для молодого педагога Ольги Сергеевны Смирновой и наставника Светланы Михайловны Голиковой. Многое из выступлений спикеров запомнилось наставнической паре из 35 школы, но больше всего покорила обстановка дружбы, помощи и любви к профессии. Огромное спасибо организаторам и спикерам мероприятия!

2023/2024 учебный год

28-29 ноября 2023 года в городе Ярославле на базе ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" прошла в Межрегиональная научно-практическая конференция «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики».  29 ноября 2023 года в рамках ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики» прошла ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «НАСТАВНИК 76.РФ».   В дискуссии приняли участие 24 человека – руководящие и педагогические работники, методисты муниципальных методических служб Ярославля, Рыбинска, Тутаевского, Ярославского, Рыбинского муниципальных районов. Представлено 12 практик по вопросам организации работы наставнической пары и поддержки наставника. Обсуждались механизмы сотрудничества пары при традиционном наставничестве, опыт наставничества при подготовке к участию молодого педагога в конкурсном движении, идеи поддержки классных руководителей и перехода от взрослого наставничества к детскому, варианты реверсивного наставничества, первый опыт в области сетевого наставничества. Фокус внимания – компетенции наставника и его поддержка. На примерах личного пути наставника рассматривали его потребности, содержательные компоненты обучения наставников, практику неформального обучения наставнических пар, лайфхаки для наставника и варианты разработки персонализированных программ. Много профессиональных «подарков» получили участники панельной дискуссии – интересные практики, смелые решения, авторские идеи и методические разработки, конкретные способы и приемы наставнической деятельности. В ходе дискуссии спикеры не только делились успешным опытом, но и выделяли затруднения, которые препятствуют реализации системы наставничества педагогических работников. Спикером Панельной дискуссии «Наставник 76.РФ» (13.00–15.00, ауд. 410, гибридный формат) от основной школы №35 стала Голикова Светлана Михайловна, воспитатель, учитель-логопед основной школы №35. Благодарим спикеров панельной дискуссии за интересные практики и авторские разработки, готовность осуществлять поддержку коллег и стремление к профессиональному развитию!

Благодарность нашему спикеру Голиковой Светлане Михайловне, воспитателю основной школы №35, за предоставленный опыт в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики»

04.12.2023 года состоялся семинар «Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся с ТНР» на базе ГОУ ЯО Петровской школы-интерната (р.п. Петровское, Ростовский район) в рамках работы площадки кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». В данном  семинаре вместе с учителями-логопедами Ярославской области приняла участие Голикова  Светлана Михайловна, учитель-логопед основной школы №35.  С приветственным словом к участникам семинара обратилась старший преподаватель кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО Галина Валерьевна Отрошко. Она отметила важность формирования функциональной грамотности обучающихся в современном образовательном процессе. Программа семинара была выстроена в формате открытых занятий и мастер-классов, во время которых педагоги продемонстрировали образовательные технологии, эффективные приемы и методы, позволяющие формировать функциональную грамотность обучающихся с ТНР. При подведении итогов участники мероприятия отметили высокий уровень подготовки и организации семинара, его практическую пользу.

15 февраля 2024 года Голикова Светлана Михайловна, воспитатель основной школы №35, стала участником профессиональной нетворкинг-сессии Наставник 76.РФ  "Реализация кураторской методики в деятельности наставника", проводимой ГАУ ДПО ЯО ИРО 

    

Материалы, предоставленные средней школой №25, участником нетворг-сессии

Рабочая тетрадь куратора_Лихачева И.А._учитель начальных классов_школа 25 Ярославль

Летом все самое интересное не заканчивается, а только начинается. 5 июня 2024 в ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" состоялся марафон «Создание позитивного имиджа педагога в сети Интернет».
Организаторами его стали Центр информационных технологий Института развития образования Ярославской области, команда преподавателей средней школы № 70 города Ярославля. Участником марафона от основной школы №35 была Голикова Светлана Михайловна. Участников марафона ознакомили с нормативной базой ведения социальных сетей. Коллеги разделились на группы и основная работа происходила при выполнении заданий. Учителя задавали вопросы и получали на них  исчерпывающие ответы. Такие мероприятия дают возможность расширить опыт,  навыки, опыт ведения группы в социальной сети.
Подобный опыт обязательно станет двигателем в дальнейшем развитии нас - учителей!