Национальный проект «Образование»: организация наставничества в школе
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации.
Место наставничества в современном образовании
Две главные цели заявленного национального проекта:
- Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Поставленные цели воплощаются в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Предусмотрено (в KPI), что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования (далее – образовательные организации) в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Нормативная база: Нормативные документы размещены на сайте ЦНППМ ГАУ ДПО ЯО ИРО в разделе «Наставничество. Нормативные документы, методические материалы»
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022 "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области"
Уровень образовательной организации
- Приказ "Об утверждении Положения о системе наставничества в основной школе №35"
- Положение о системе наставничества педагогических работников
- Приказ «О назначении наставников и формировании наставнических пар».
Полезные ссылки
- Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество.
- Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
- Наставничество педагогических работников
- Виды наставничества. Технологии передачи знаний
- Современные формы наставничества
Статистические данные за 2023/2024 учебный год:
Количество наставников – 1 (Голикова Светлана Михайловна, воспитатель)
Количество молодых педагогов – 1
НОВОСТИ
28-29 ноября 2023 года в городе Ярославле на базе ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования" прошла в Межрегиональная научно-практическая конференция «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики». 29 ноября 2023 года в рамках ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики» прошла ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ «НАСТАВНИК 76.РФ». В дискуссии приняли участие 24 человека – руководящие и педагогические работники, методисты муниципальных методических служб Ярославля, Рыбинска, Тутаевского, Ярославского, Рыбинского муниципальных районов. Представлено 12 практик по вопросам организации работы наставнической пары и поддержки наставника. Обсуждались механизмы сотрудничества пары при традиционном наставничестве, опыт наставничества при подготовке к участию молодого педагога в конкурсном движении, идеи поддержки классных руководителей и перехода от взрослого наставничества к детскому, варианты реверсивного наставничества, первый опыт в области сетевого наставничества. Фокус внимания – компетенции наставника и его поддержка. На примерах личного пути наставника рассматривали его потребности, содержательные компоненты обучения наставников, практику неформального обучения наставнических пар, лайфхаки для наставника и варианты разработки персонализированных программ. Много профессиональных «подарков» получили участники панельной дискуссии – интересные практики, смелые решения, авторские идеи и методические разработки, конкретные способы и приемы наставнической деятельности. В ходе дискуссии спикеры не только делились успешным опытом, но и выделяли затруднения, которые препятствуют реализации системы наставничества педагогических работников. Спикером Панельной дискуссии «Наставник 76.РФ» (13.00–15.00, ауд. 410, гибридный формат) от основной школы №35 стала Голикова С.М., воспитатель, учитель-логопед основной школы №35. Благодарим спикеров панельной дискуссии за интересные практики и авторские разработки, готовность осуществлять поддержку коллег и стремление к профессиональному развитию!
Благодарность нашему спикеру Голиковой С.М.
04.12.2023 года состоялся семинар «Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности обучающихся с ТНР» на базе ГОУ ЯО Петровской школы-интерната (р.п. Петровское, Ростовский район) в рамках работы площадки кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». В данном семинаре вместе с учителями-логопедами Ярославской области приняла участие Голикова С.М., учитель-логопед основной школы №35. С приветственным словом к участникам семинара обратилась старший преподаватель кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО ИРО Галина Валерьевна Отрошко. Она отметила важность формирования функциональной грамотности обучающихся в современном образовательном процессе. Программа семинара была выстроена в формате открытых занятий и мастер-классов, во время которых педагоги продемонстрировали образовательные технологии, эффективные приемы и методы, позволяющие формировать функциональную грамотность обучающихся с ТНР. При подведении итогов участники мероприятия отметили высокий уровень подготовки и организации семинара, его практическую пользу.
15 февраля 2024 года Голикова Светлана Михайловна, воспитатель основной школы №35, стала участником профессиональной нетворкинг-сессии Наставник 76.РФ "Реализация кураторской методики в деятельности наставника", проводимой ГАУ ДПО ЯО ИРО